Судебное примирение - новый институт российской правовой системы


Баннер - АУ copy.jpg

Баннер - медиаторы copy.jpg

Яндекс.Погода


garant.jpg

баннер на сайт_медиация цпп.jpg

Untitled-1 copy.jpg

logoART.jpg


 СУДЕБНОЕ ПРИМИРЕНИЕ – НОВЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

 

          P6174283.jpg         Чупахина.jpg    
  

Обнимаются после дуэли: Чудаки!

Не лучше ли сделать это до нее?
Карл Юлиус Вебер

   Современная Россия переживает длительный и сложный период развития демократического правового государства, что требует многочисленных изменений во всех сферах жизни общества. Переход к рыночным отношениям обусловил серьезное обновление российского законодательства и приближение его к международным правовым стандартам. Субъекты правоотношений при осуществлении своей деятельности во многом начали проявлять самостоятельность, прибегая к процедуре медиации[1].

  О необходимости скорейшего реформирования системы правосудия и в частности введения медиации сегодня говорят не только юристы. Такие вопросы давно и настойчиво поднимаются руководителями государства. Останавливаясь на первоочередных задачах экономического развития, Президент Российской Федерации В.В. Путин, в частности, отметил: «Расчистить поле для бизнеса, который готов побеждать в честной конкуренции – это фундаментальная, системная задача. И решение здесь лежит не в плоскости экономической политики. Мы должны изменить само государство, исполнительную и судебную власть в России»1. Конкретные направления таких изменений указывает премьер-министр Российской Федерации Д.А. Медведев: «Надо более активно информировать граждан о возможности разрешить спор с помощью квалифицированного посредника, а также подумать над целесообразностью введения обязательного применения примирительных процедур при разрешении некоторых видов споров»[2].

  Отметим, что в Российской Федерации уже более года  действует Федеральный закон № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Тем не менее, вступление Закона в силу осталось незамеченным. Спорящие стороны, по-прежнему, разрешают возникшие конфликты с помощью государственного правосудия. Несмотря на то, что медиация как явление давно узаконена и во многих регионах уже существуют центры по подготовке специалистов-медиаторов, эта практика так и не стала распространенной за время существования Закона о медиации в России, в досудебном порядке разрешается не более 2,7% всех споров. Однако адвокаты и практикующие медиаторы считают, что и эта цифра завышена[3].

  Советник президента РФ Вениамин Яковлев отметил: «В российских судах рассматривается до 25 миллионов дел ежегодно. По его мнению, судебная система перегружена и нужна серьезная госпрограмма по внедрению процедур, позволяющих урегулировать споры вне суда. Обращение в суд – это дорогая и громоздкая процедура, которая еще неизвестно чем закончится. К тому же без хорошего адвоката в суде делать нечего»[4]. По его словам, необходим определенный импульс для того, чтобы примирительные процедуры стали массово использоваться в судопроизводстве. Для этого следует ввести обязательное использование таких процедур в административных и налоговых делах. Опыт зарубежных стран, в том числе Германии, показывает, что в таком случае лишь единичные споры не могут быть разрешены в досудебном порядке и попадают в суд. Также советник президента РФ, считает, что медиация не идет, так как должна идти, потому что глубинные массы не понимают, что это такое. Путают или воспринимают это как посредническую процедуру.

   «Посредник для них – это сбор денег, – заметил Вениамин Яковлев. – Медиация - это переговоры и примирительная процедура. Конечно, можно обратиться в суд, но суды – это тяжелая артиллерия, все равно, что стрелять по воробьям. И суды сейчас страшно перегружены, находятся на грани обвала».

    По словам Ц. А.  Шамликашвили, президента Национальной организации медиаторов, несмотря на то, что институт медиации легитимен, сегодня граждане и предприниматели не используют возможности медиации. Ссылаясь на слова Д.А. Медведева о важности внедрения примирительных процедур, эксперт отметила, что «именно судебная система является вратами доступа к медиации»[5].

    Не успели граждане и бизнесмены воспринять медиацию в качестве института российской правовой системы, а законодатели устранить пробелы существующего законодательства о медиации, как уже ведутся разговоры о введении нового института – судебного примирения. Высший Арбитражный суд подготовил проект Федерального закона, который предусматривает изменения в Арбитражный процессуальный кодекс и предлагает разрешить судьям в отставке выполнять медиативную роль. После одобрения документа на Президиуме и Пленуме ВАС РФ Госдуме рекомендовано принять законопроект.

   В соответствии с вышеназванным проектом в АПК РФ предлагается включить статьи, определяющие конкретные, в том числе новые, примирительные процедуры, которые арбитражный суд сможет предлагать сторонам в ходе разбирательства, зафиксировав свое предложение в выносимых по ходу дела определениях, в частности в определении о принятии искового заявления, о вступлении в дело соистца, о привлечении соответчика, о замене ненадлежащего ответчика и т.д. К таким процедурам отнесены переговоры, осуществляемые на условиях, определяемых сторонами и в срок, указанный в определении арбитражного суда об отложении судебного разбирательства или предварительного судебного заседания, процедура медиации, уже упомянутая в АПК РФ, и судебное примирение.

  Процедура судебного примирения может быть использована по любому делу на любой стадии арбитражного процесса. Судебным примирителем может выступать судья в отставке, помощник судьи, не принимающего участия в рассмотрении дела, работник аппарата суда, имеющий высшее юридическое образование. Список судебных примирителей должен утверждаться Пленумом ВАС РФ на основе предложений арбитражных судов. Судебный примиритель будет определяться по взаимному согласию сторон из числа судебных примирителей, утвержденных Пленумом ВАС РФ для данного арбитражного суда.

  Содействовать примирению сторон арбитражного процесса и заключению ими мирового соглашения предполагается также установлением различных размеров части суммы госпошлины, возвращаемой истцу из бюджета, в зависимости от стадии процесса, на которой заключено мировое соглашение. Если мировое соглашение заключено до принятия решения арбитражным судом, истцу будет возвращаться 70 процентов уплаченной им госпошлины, если мировое соглашение будет заключено на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции – 50 процентов, а на стадии кассационной инстанции или пересмотра дела в порядке надзора - 30 процентов.

   Анна Смола считает, что законопроект создаст дополнительные возможности для урегулирования споров посредствам обращения к судебному медиатору, под которыми понимаются судья в отставке или работники суда[6].

   Новый законопроект предлагает модель примирительного посредничества, которая была успешно реализована коммерческими судами Российской Империи.  В начале ХIХ века в России была создана и эффективно функционировала система коммерческих судов, которые в строго процессуальном смысле таковыми не являлись.  Ориентированные, прежде всего, на проведение примирительных процедур между участниками торгового оборота, они представляли собой некий симбиоз третейского разбирательства с элементами современного арбитражного процесса. В Уставе Судопроизводства Торгового, утвержденного 14 мая 1832 г., который регламентировал порядок деятельности коммерческих судов, содержалась гл. V: «О разбирательстве чрез посредников». Процедура примирения, которая, по сути, является «судебно-добровольной» медиацией, детально зафиксирована в §201 Устава: «Примиряющие обязаны, выслушав стороны, сперва представить им законы, на основании коих дело может быть решено, а потом сообщить и свое мнение о том, каким образом по взаимному соглашению оно могло бы быть кончено миролюбиво».[7]

  Сегодня наблюдается возвращение к истокам. Законопроект вводит в понятийный оборот термин «судебный посредник», который получает исключительное право на проведение примирительной процедуры между участниками коммерческого спора в здании арбитражного суда. Согласно положениям законопроекта, арбитражный суд может ввести процедуру судебного посредничества, как по ходатайству спорящих сторон, так и по собственной инициативе. Названный законопроект не препятствует введению процедуры медиации на основании ходатайства участников процесса. Такая процедура будет проводиться профессиональными медиаторами на основании положений действующего Закона о медиации.

  К каким результатам приведет принятие этого Закона говорить пока рано. С уверенностью можно лишь сказать о том, что судебное примирение будет удобной процедурой для спорящих сторон, поэтому законодатели должны  стремиться к совершенству законов, а заинтересованные лица максимально использовать все возможности разрешить конфликт мирным путем. Сейчас государство, по нашему мнению,  делает все возможное для развития примирительных процедур, как это будет выглядеть на практике, покажет время. Ведь многое зависит не только от качества создаваемых законов, но и от активности гражданского общества, его готовности воспринимать и принимать все новое.

 



[1] Бессонова В.В. Медиация как способ проведения переговоров в конструктивном духе // Юридический мир. 2012. № 1. – С. 65.

[2] Лисицын В.В. Судебное примирение – вектор совершенствования арбитражно-процессуального законодательства // http://justicemaker.ru/view-article.

[3] http://matec.ru/page/1/1725/comments.

[4] Обзор новостей СРО в сфере медиации с 02.04.2012 по 08.04.2012 // http://sro-rossii.ru/index.php/sro-v-sfere-mediacii/5844-sro-v-sfere-mediacii.

[5] Шамликашвили Ц.А. Неизбежное примирение // Российская газета  – www.rg.ru.

[6] Обзор новостей СРО в сфере медиации с 02.04.2012 по 08.04.2012 // http://sro-rossii.ru/index.php/sro-v-sfere-mediacii/5844-sro-v-sfere-mediacii.

[7] http://www.msmrus.ru/about_us/specmediationlisicin.